Медиакоммуникационный союз (МКС) разработал новый проект поправок в законы о СМИ и о связи, регулирующие деятельность видеосервисов в России (текст есть в распоряжении «Ведомостей»). Сотрудники двух компаний, членов союза, подтвердили «Ведомостям», что такой проект обсуждается.
Организаторы сервисов по распространению фильмов, телепрограмм и видеопрограмм в интернете должны регистрироваться в специальном государственном реестре, предлагает МКС. Иностранные компании, иностранные граждане или российские граждане с гражданством другой страны не могут контролировать более 20% такого видеосервиса. Эта норма не распространяется на видеосервисы, контент на которых размещают исключительно пользователи, указано в проекте, а также на сервисы, которыми пользуется менее 100 000 человек в день.
Аналогичные нормы по ограничению иностранного контроля действуют с начала этого года в отношении учредителей российских СМИ.
Учредители более чем 120 СМИ не ограничили контроль иностранцев – Роскомнадзор
Часть из них закрылись сами, с оставшимися медиакомпаниями чиновники намерены судиться
Сейчас в России действует около двух десятков крупных онлайн-кинотеатров. Заметное число таких компаний полностью или частично принадлежит иностранцам, прежде всего иностранным инвестиционным фондам. Больше чем на 20% принадлежат иностранцам такие сервисы, как Ivi, Megogo и «Амедиатека», говорят источники «Ведомостей». Представитель Megogo это не комментирует. Гендиректор Ivi Олег Туманов сообщил, что компания не раскрывает структуру акционеров, лишь уточнив, что у Ivi «значительная доля российского участия». Совладелец «Амедиатеки» Александр Акопов подтвердил «Ведомостям», что сейчас этот сервис контролирует иностранная компания, но до конца года структура акционеров изменится.
Кроме того, крупнейший видеосервис в России - американский YouTube - хотя и работает преимущественно с пользовательским видео, но ролики на нем размещают и сами правообладатели - телекомпании, производители сериалов и мультфильмов. Кроме того, большой раздел с видео есть в крупнейшей социальной сети России - «В контакте». И помимо пользователей ролики здесь опять же выкладывают многие правообладатели. YouTube принадлежит американской компании Google, «В контакте» входит в холдинг Mail.ru Group (почти 20% акций холдинга котируется на Лондонской бирже, кроме того, у компании среди акционеров есть иностранные фонды). Один из членов рабочей группы в МСК, которая работала над этим проектом, подтвердил, что обсуждаемые нормы касаются YouTube и «В контакте». Представитель Google от комментариев отказался, связаться с представителем «В контакте» не удалось.
МКС объединяет крупнейшие медиаходинги и операторов связи в России: «Газпром-медиа», «Национальную медиа группу», «СТС медиа», МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком» и т. д.
Проект МКС должен быть представлен в начале осени на рабочей группе по интернету под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорит источник «Ведомостей» в МКС. Если рабочая группа его одобрит, документ может быть внесен в Госдуму одним из депутатов, рассуждает он.
Законопроект в его текущем виде явно не проработан, говорит гендиректор «В контакте» Борис Добродеев: «В частности, считаем неправильным отнесение социальных сетей к организаторам распространения аудиовизуальных сервисов».