Количество абонентов «Вымпелкома», пользующихся международным роумингом, сократилось в 2015 г. на 19%, следует из отчета компании. Особенно большое снижение пришлось на Украину (на 43%) и Турцию (на 15%), но из-за девальвации рубля просели и традиционные туристические направления – Испания, Италия, Греция. Почти на 40% прибавилось пользователей роуминга, выезжавших в Грузию; незначительно вырос поток в Молдавию, Армению, Катар и еще ряд стран.
Абоненты «Вымпелкома» стали меньше не только ездить за границу, но и пользоваться там связью: роуминговый голосовой и sms-трафик снизились в прошлом году на 31 и 34%, а в пересчете на абонента – на 15 и 19% соответственно. Зато интернет-трафик в международном роуминге вырос на 65%, а абонент стал скачивать в среднем на 53% больше данных.
Во внутреннем роуминге «Вымпелком» зафиксировал в 2015 г. 5%-ный прирост количества пользователей. Во внутрисетевом роуминге голосовой трафик вырос на 7%, а sms-трафик снизился на 3%.
Переориентация абонентов и трафика на Россию и страны СНГ объясняется как макроэкономической и политической ситуацией, так и ростом популярности внутреннего туризма, констатирует представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. А рост спроса на мобильный интернет за рубежом связан с низкой стоимостью трафика (200 руб. за 40 Мб в день, или 5 руб./Мб).
Самые популярные туристические направления России
Победители рейтинга пользователей TripAdvisor
Роуминговую выручку «Вымпелком» не раскрывает. Гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин оценивает вклад международного роуминга в выручку операторов «большой тройки» (МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома») в 1–3%. Долю внутрисетевого оценить сложнее: абоненты все чаще пользуются пакетными тарифами, где стоимость услуги уже заложена в цену предоплаченного пакета. По расчетам iKS-Consulting, доходы российских операторов от международного роуминга снизились в 2015 г. на 25–30%.
Пользователей международного роуминга в 2015 г. стало меньше на 18–25%, а внутреннего – больше на 22–27%, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но рост доходов от внутреннего роуминга вряд ли компенсирует падение зарубежной роуминговой выручки: в поездках по России абоненты все чаще используют пакетные тарифы, цена минуты на которых не меняется при переезде из региона в регион, отмечает он.
У абонентов «Мегафона» голосовой трафик за пределами России снизился в 2015 г. на 25%, но вдвое вырос интернет-трафик, говорит представитель компании Юлия Дорохина. Голосовой трафик входящих звонков на абонента вырос почти на 20%, добавляет она. По словам Дорохиной, абоненты экономят, подключая пакеты входящих звонков и сервисы на основе мобильного интернета.
Зарубежный турпоток снизился, а с ним и международный роуминг, подтверждает представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Константин Прокшин. В национальном же роуминге растет и число абонентов, и их активность: услуга стала доступнее. А в тарифные планы с большим предоплаченным трафиком Tele2 добавила роуминговые пакеты минут и sms, рассказывает он: входящие вызовы для их подписчиков при поездках по России бесплатны – находясь в роуминге, можно вообще не тратить деньги сверх абонентской платы.
У МТС количество пользователей международного роуминга в новогодние праздники 2015–2016 гг. сократилось год к году на 20%, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников, уровень использования мобильного интернета вырос на 35%, а количество звонков и отправленных sms сократилось на 29 и 24% соответственно. Пользователи все чаще используют мобильный интернет как основной канал общения, подчеркивает он.