На конец 2015 г. в России насчитывалось 2,5 млн подписчиков виртуальных операторов (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) против 1,2 млн годом ранее. Это следует из материалов «ТМТ консалтинга». До того времени база подписчиков MVNO в России практически не менялась: в 2010–2013 гг. их количество колебалось в пределах 0,9–1,1 млн, в 2014 г. оно выросло до 1,2 млн. Впечатляющий прирост абонентской базы MVNO связан в первую очередь с развитием «Скартела» (бренд Yota, является суббрендом «Мегафона»). В 2015 г. количество его подписчиков, пользующихся sim-картами MVNO («ТМТ консалтинг» не учитывает пользователей модемов и роутеров Yota), выросло на 1,5 млн. Это больше, чем по рынку в целом, так как у ряда других операторов шел отток абонентов и сокращение абонентских баз, объясняет гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По его оценке, в прошлом году «Скартел» по количеству абонентов занимал 72% российского рынка MVNO.
В России суббренды традиционных сотовых операторов доминируют в сегменте MVNO – во многом потому, что сотовые компании не сильно заинтересованы в доступе независимых виртуальных операторов на их сети, утверждает Анкилов. Особых выгод от этого они не видят, отмечает он.
Операторские суббренды в России были и раньше. Например, еще один проект «Мегафона» – «Просто для общения», который в 2009–2011 гг. набрал около 600 000 подписчиков (это следует из материалов «ТМТ консалтинга»). «Скартел» в отличие от предыдущих проектов повлиял на рынок MVNO в целом, поскольку Yota последовательно развивала бренд, изначально затрачивала большие финансовые ресурсы на его маркетинговое продвижение, наконец, представила достаточно интересные широкому кругу абонентов тарифы, перечисляет Анкилов.
По данным «ТМТ консалтинга», в 2015 г. MVNO в России обслуживали только около 1% абонентов (по количеству активных sim-карт). В Европе доля MVNO-абонентов составляет около 15%, в США – около 17%. В России меньше стимулов и возможностей для развития MVNO, поскольку сотовая связь дешевле, а значит, меньше возможностей для снижения тарифов, считает Анкилов.
Представитель «Скартела» не комментирует данные «ТМТ консалтинга». Абонентская база пользователей голосовых услуг достигла 1,5 млн к концу III квартала 2015 г., только за квартал рост составил 50%, говорит он. Рост связан с расширением географии распространения sim-карт Yota (к концу 2015 г. они выдавались в 75 регионах), федеральными рекламными кампаниями, промоакциями, отмечает он.
Внутренней конкуренции между брендами «Мегафона» и Yota нет – переход части абонентов от одного оператора к другому запланирован в бизнес-планах «Скартела» и «Мегафона», говорит представитель последнего Юлия Дорохина. В любом случае абонент остается с «Мегафоном», отмечает она.