Выручка «Мегафона» от услуг мобильной связи во II квартале 2016 г. снизилась до 65,3 млрд руб., на 2,3% год к году, сообщил оператор. Доходы от передачи данных при этом выросли на 6,3% до 20,7 млрд руб. На телеконференции с аналитиками и инвесторами финансовый директор «Мегафона» Геворк Вермишян признал, что на мобильную выручку «Мегафона» негативно повлияло усиление конкуренции на московском рынке. Он подчеркнул, что рыночные позиции «Мегафона» на этом рынке не ухудшились, но конкуренция в области продуктов и тарифов не могла не отразиться на ситуации. «Никто от усиления этой конкуренции не выигрывает», – признал он. В связи с усилением конкуренции «Мегафон» обновил тарифную линейку, снизив цены и включив больший объем услуг в пакеты, говорится в сообщении оператора.
Зато выручка «Мегафона» от продаж оборудования во II квартале 2016 г. выросла на 78% год к году до 7,1 млрд руб., говорится в отчетности оператора. Существенный рост продаж оборудования был обусловлен восстановлением потребительского спроса на фоне стабилизации курса рубля, отмечается в сообщении со ссылкой на гендиректора «Мегафона» Сергея Солдатенкова. Рост продаж оборудования и аксессуаров повлиял на общую выручку «Мегафона» за II квартал – она прибавила 3,4% год к году и выросла до 78,7 млрд руб. Одновременно растущие продажи устройств послужили и фактором падения рентабельности. Показатель OIBDA «Мегафона» снизился на 14,9% до 29,55 млрд руб. Рентабельность OIBDA составила 37,5%, упав на 8,1 п. п.
Маржа размывается в силу того, что рост выручки в основном дает низкомаржинальный сегмент (розница), сообщил вчера журналистам Вермишян.
«Мегафон» не стремится нарастить абонентскую базу за счет продажи смартфонов, сказал вчера журналистам исполнительный директор оператора Евгений Чермашенцев. При этом увеличение потока покупателей в розницу оператор считает положительным для себя явлением. Акцент на рост продаж смартфонов не является частью стратегии «Мегафона», добавляет представитель оператора Юлия Дорохина. В рознице высокая конкуренция и «Мегафон» не может не реагировать на это, говорит она.
Аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин также отмечает возрастающее негативное влияние на финансовые и операционные показатели «Мегафона» конкурентной ситуации в отрасли – прежде всего в Москве. Приход «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) в Московский регион ввиду агрессивного ценового демпинга привел к номинальному сокращению объемов рынка при оценочно стабильной доле на нем «Мегафона» в I квартале, считает он. По его оценке, в результате появления четвертого оператора выручка всех операторов на столичном рынке просела на 1–1,5 млрд руб. В Москву Tele2 вышла в октябре 2015 г. и за шесть месяцев после запуска набрала 2,1 млн абонентов (1,3 млн за первые три месяца).
В целом квартальная отчетность «Мегафона» выглядит в его глазах умеренно негативной, говорит Нигматуллин. Рынок ожидал слабых результатов, но по факту они оказались еще чуть хуже, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Выручка от услуг мобильной связи «Мегафона» сократилась, а именно она сильно влияет на OIBDA и рентабельность, отмечает он. Вопрос в том, насколько похожая ситуация у других операторов, говорит Белов. Квартальные результаты «Мегафона» продемонстрировали усиление конкуренции среди операторов, пишут аналитики UBS в своем отчете.
Рост выручки «Мегафона» также не должен вызывать эйфории, поскольку был обеспечен продажами в рознице, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Он называет продемонстрированный «Мегафоном» рост розничных продаж неожиданным. Сопоставимые показатели роста выручки от смартфонов раньше демонстрировала только МТС, добавляет он. Но выручка от мобильных сервисов, наоборот, упала, что гораздо важнее, считает аналитик.
«Мегафон» подтвердил прогноз на 2016 г.: компания по-прежнему ожидает незначительного прироста выручки относительно уровня 2015 г. Показатель OIBDA прогнозируется в размере 120–126 млрд руб., на 4,8–9,4% меньше уровня 2015 г. Этот прогноз уже не выглядит таким слабым, как казался, поскольку текущие результаты «Мегафона» его оправдывают, говорит Либин.
Несмотря на то что Tele2 удалось занять около 5% столичного рынка, ее выход в Москву был ошибкой, поскольку повредил рентабельности оператора и увеличил его долговую нагрузку, писали в недавнем отчете аналитики «Сбербанк CIB». Причина, по их мнению, в высоких затратах на маркетинг и низких тарифах, не приносящих должного дохода. Tele2 заняла 5% московского рынка за счет маркетинга и низких цен (на 25–50% ниже тарифов «большой тройки»). Но аналитики «Сбербанк CIB» уверены, что Tele2 ждет судьба нишевого игрока, поскольку вряд ли она сможет существенно нарастить долю. Вариантами дальнейшего развития оператора они называли слияние с одним из существующих игроков или продажу московского бизнеса.
Отсутствие перспектив органического роста все сильнее подталкивает российских операторов мобильной и фиксированной связи к достижению эффекта синергии, в том числе через консолидацию и совместное использование инфраструктуры, писало недавно в своем отчете рейтинговое агентство Fitch Ratings.