Столкнувшись с конкуренцией со стороны менее известных китайских производителей смартфонов, компании Apple и Xiaomi теряют позиции на высококонкурентном китайском рынке, пишет Financial Times. Их потеснили такие китайские компании, как Oppo, выпустившая смартфон с быстрозаряжаемым аккумулятором, и Huawei, внедрившая в камеры своих устройств класса premium линзы от Leica.
Число проданных на мировом рынке смартфонов выросло во II квартале на 4,3% и достигло 344 млн устройств, говорится в сообщении исследовательской компании Gartner. На первом месте по количеству проданных устройств находится южнокорейский Samsung, реализовавший 76,7 млн смартфонов и занявший 22,3% рынка. За ним идет американская Apple, продавшая 44,4 млн устройств и занявшая 12,9% мирового рынка смартфонов – на 9,4 п. п. меньше Samsung. За Samsung и Apple идут китайские бренды – Huawei, Oppo и Xiaomi.
За три последних квартала общемировые продажи iPhone упали на 7,7%. Снижение интереса к премиальным смартфонам директор Gartner по исследованиям Аншул Гупта связывает с тем, что пользователи ждут выхода новых устройств во второй половине 2016 г. Другой директор Gartner по исследованиям – Роберта Коцца отметила, что, разработав iPhone SE, менее дорогую альтернативу BlackBerry и Windows-смартфонам, Apple смогла закрепиться на корпоративном рынке.
Российский рынок смартфонов в целом отражает мировые тенденции: как и во всем мире, лидерами продаж являются смартфоны на базе Android. По данным «Евросети», они составляют 86,9% от общего объема, в то время как устройства iOS занимают 10,8%. По итогам первой половины 2016 г. по числу проданных устройств Samsung стал лидером рынка смартфонов в России, заняв 20,9% отечественного рынка и опередив Apple на 9,9 п. п., следует из данных «Евросети». Однако по показателям выручки в России Apple обогнала Samsung на 6% и сегодня занимает 32% рынка.
Лидерство Samsung по количеству проданных устройств объясняется главным образом ценовым фактором, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. «Средняя цена смартфонов Samsung – 15 000 руб., iPhone стоит в среднем 37 000 руб. Другими словами, Samsung, пришедший на российский рынок раньше Apple, больше представлен в массовых ценовых сегментах», – объясняет Смольская.
Представители «Евросети» и «Связного» говорят, что Apple уверенно чувствует себя в России. По словам Смольской, это подтверждает динамика продаж Apple: в первом полугодии 2016 г. Apple продала на 76% больше смартфонов, чем год назад. «Продажи iPhone растут как в целом на российском рынке, так и в «Связном», – говорит представитель «Связного» Сергей Тихонов.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает, что случай Apple уникален: компания, по сути, с одной моделью смартфона зарабатывает треть всей выручки на российском рынке смартфонов. Общемировой спад Кусков объясняет тем, что новые версии iPhone не слишком инновационны и их долю занимают новые бренды – в частности, из Китая, которые продают более технологичную продукцию по более низким ценам. В частности, китайская компания Huawei, по его словам, сегодня вышла на общемировой уровень и заняла место Nokia.
Розничная сеть МТС делает ставку на Samsung и Huawei, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. «Они продаются более эффективно: например, продажи Huawei в России за последние полгода выросли в 10 раз», – отмечает он.
Все опрошенные эксперты отмечают рост присутствия китайских брендов в России: их доля за год выросла на 40%, говорит представитель «Связного», и сейчас китайские компании наращивают свое присутствие во всех ценовых категориях российского рынка смартфонов.