«Яндекс» стал технологическим партнером проекта ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный институт» (НАМИ) и «Камаза» по созданию беспилотного автомобиля «Шаттл». Об этом рассказал представитель «Яндекса» и подтвердили представители института и автозавода.
Речь идет о разработке городских микроавтобусов без водителей, следует из материалов «Камаза». Участники проекта собираются создать беспилотное транспортное средство для перевозки 10–12 человек, которое можно будет использовать и в индивидуальном порядке, как такси, уточняет замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко. Тестирование технологии в реальных условиях произойдет в конце 2016 – начале 2017 г., планирует он. По его словам, ориентировочная стоимость такого автомобиля составит до 5 млн руб.
Партнерство безденежное, отмечают представители сторон. Инженеры НАМИ и «Камаза» создают интеллектуальную беспилотную систему при поддержке «Яндекса», который предоставит встроенные клиентские сервисы для этого автомобиля, говорит Гогенко. «Яндекс» планирует адаптировать линейку своих технологий, которые применимы для беспилотных автомобилей, в проект «Шаттла», рассказывает представитель компании. Речь идет о технологиях навигации, компьютерном зрении, распознавании речи и машинном интеллекте.
У «Камаза» уже есть два партнерских проекта в сфере технологий автоматического пилотирования автомобилей – с российским разработчиком IT-решений Cognitive Technologies и с фондом «Сколково». Это разные проекты с разными сферами применения и каждый из них развивается самостоятельно, говорит представитель автозавода Олег Афанасьев. Проект беспилотного грузового «Камаза» развивается своим чередом, а новый проект больше связан с общественным транспортом, объясняет он.
Переговоры об оснащении автомобилей своими сервисами «Яндекс» также ведет с «АвтоВАЗом», говорит собеседник в интернет-компании. Представитель «АвтоВАЗа» Раф Шакиров подтвердил эту информацию, но отказался раскрыть подробности. Представитель «Яндекса» отказался это комментировать.
Затраты на участие в проекте «Яндекс» не раскрывает. Основные технологии для беспилотного автомобиля уже разработаны и используются в других областях, объясняет руководитель лаборатории встраиваемых автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский. Затраты потребуются лишь на доработку и на тестирование этих технологий для конкретных моделей, говорит он.
«Яндекс» рассматривает автомобильный рынок и сферу connected-cars («подключенных» автомобилей) как стратегические, отмечает Василевский. Рынок технологий для connected-cars сейчас растет на десятки процентов в год и, по оценке «Яндекса», уже через несколько лет в России может составить несколько миллиардов долларов, говорит он. Монетизировать разработки встраиваемых автомобильных сервисов «Яндекс» собирается с помощью лицензирования, т. е. отчислений со стороны автопроизводителей, и геоконтекстной рекламы, рассказывает он.
Ранее «Яндекс» уже встроил несколько своих сервисов в стандартное оснащение модели Toyota Camry Exclusive, а до этого предустановленный «Яндекс.Навигатор» появился в бортовом компьютере в автомобилях Honda.
По оценке Frost & Sullivan, рынок беспилотных транспортных средств (БПТС) достигнет $45 млрд уже к 2025 г., а беспилотные автомобили к этому сроку могут занять до 8–10% от всего мирового автопарка. Безусловно, пока «Яндекс» может получить от этого направления не более нескольких процентов выручки, полагает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов. Однако уже в среднесрочной перспективе направление действительно может стать стратегическим, особенно при условии, что партнерам удастся разработать и внедрить эффективную и востребованную технологию, оговаривается он.
Препятствием для проекта могут стать законодательные барьеры, замечает Волостнов. В российском законодательстве нет самого понятия БПТС, нет понимания, как такие машины страховать и кто несет ответственность за последствия действий или бездействия беспилотников. Законодательной базы действительно пока нет, но «Яндекс» готов участвовать в обсуждении регулирования, говорит Василевский. В НАМИ рассчитывают, что автомобили могут использоваться на внутриобъектовых площадках, без выхода на дороги общего пользования, для этого ограничений нет, замечает Гогенко.