Декабрь
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  






«Яндекс» сэкономит Магнитке 275 млн рублей ежегодно

Предварительное тестирование технологии Yandex Data Factory (YDF, подразделение «Яндекса», занимающееся big data) показало, что его использование позволяет в среднем экономить 5% ферросплавов при выплавке стали, сообщил представитель «Яндекса» и подтвердил представитель ММК. По их словам, ММК рассчитывает экономить за счет этой технологии более 275 млн руб. ежегодно. ММК уже начал использовать ее при производстве стали, говорят они.

YDF с 2014 г. занимается внедрением технологий big data – анализа баз разрозненных данных, объем которых требует создания специальных инструментов для их обработки.

О запуске пилотного проекта ММК и «Яндекс» сообщили в августе 2015 г. Завершить его представители ММК планировали в октябре того же года. Пилотный проект, как и планировалось, был завершен в 2015 г., однако по итогам работы над ним выяснилось, что необходимы доработки, объясняет задержку исполнительный директор YDF Александр Хайтин. На первом этапе не были учтены некоторые особенности применения технологии в нашей индустрии, добавляет заместитель гендиректора ММК по финансам и экономике Сергей Сулимов. Анализ сложных физико-химических процессов производства стали в некоторых аспектах оказался сложнее, «чем прогнозирование автомобильных пробок в Москве», добавляет он.

В конце июня – начале июля 2016 г. рекомендательный сервис прошел приемочные испытания в кислородно-конвертерном цехе Магнитки и был введен в промышленную эксплуатацию. Сервис принимает данные по исходному составу и массе шихты (т. е. смеси исходных материалов для производства стали), требования по содержанию химических элементов в готовой стали, другие параметры плавки и в реальном времени выдает оператору рекомендации по использованию ферросплавов и добавочных материалов. Они позволяют сталеварам оптимизировать расход этих материалов и получать сталь с заданным химическим составом при минимальных затратах, объясняют представители партнеров.

Поле для экономии

108,4 млрд руб. потратил в 2015 г. ММК на закупку сырья, следует из его годового отчета. Рост курса доллара в 2015 г. привел к увеличению рублевых цен на ферросплавы, также говорится в отчете

Сумму контракта между ММК и «Яндексом» стороны не раскрывают. Речь может идти о сумме в 10–15 млн руб. за пилотный проект плюс абонентская плата, связанная с обслуживанием и развитием продукта, предполагает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов. По его мнению, «Яндекс» предложил свои услуги ММК по не самой высокой цене, чтобы сделать пилотный и знаковый проект в сфере big data в промышленном секторе. Волостнов допускает, что стоимость услуг может быть привязана к проценту от полученной ММК экономии. Скорее всего речь идет о модели value sharing, также считает гендиректор «Полиматика рус» (разработчик аналитических инструментов big data) Роман Раевский. Сумма контракта с разработчиком может составлять 20% от возможной экономии предприятия, полагает он. В этом случае при запланированной экономии в 275 млн руб. «Яндекс» будет получать около 50 млн в год.

Сама идея применения технологий анализа данных в сфере подготовки смесей для производства кажется Раевскому очень интересной. Человек не может в реальном времени построить точную модель многокомпонентной системы, а рекомендательный сервис помогает решить эту задачу. По его мнению, технология может быть востребована другими предприятиями с непрерывным циклом производства – например, целлюлозно-бумажной и химической промышленности. В основном же технологии big data в промышленности пока используются для управления оборудованием: для предотвращения поломок, оптимизации ремонта на основе данных телеметрии.

Востребованность анализа больших массивов данных промышленными предприятиями в России пока относительно низкая, напоминает Волостнов. Сказываются низкая степень автоматизации, разрозненность собираемых данных (или вообще их отсутствие), низкий уровень проникновения IT-систем, объясняет он.

«Яндекс» относит YDF к экспериментальным направлениям бизнеса (помимо YDF туда входят «Кинопоиск», «Музыка», «Радио», «Афиша», «Дзен», «Лончер» и турецкий бизнес). В I квартале 2016 г. выручка этого подразделения выросла на 87% до 185 млн руб., говорится в отчетности компании. Пока это лишь 1,13% от всей выручки «Яндекса».

Arcprojects.ru © Из-за рубежа, события в мире и в России.