В пятницу основатель и генеральный директор SpaceX Илон Маск впервые за шесть дней публично высказался о катастрофе, написав в твиттере, что начатое расследование стало «самым трудным и запутанным за всю 14-летнюю историю этой компании». Маск также поблагодарил за помощь в расследовании агентство НАСА, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) и Военно-воздушные силы (ВВС).
Катастрофа 1 сентября произошла на принадлежащей ВВС США площадке SLC-40 космодрома на мысе Канаверал во время предстартовой подготовки ракеты перед полетом, намеченным на 3 сентября. При заправке баков для «статического запуска» – прогона двигателей закрепленной на старте ракеты в районе кислородного бака в верхней части Falcon 9 произошел взрыв с последующим пожаром. «Важно отметить, что все случилось во время обычной заправки, двигатели не были включены, и никакого источника повышенного тепла не наблюдалось», – пишет Маск. Вместе с тем он отмечает, что на видеозаписях случившегося за несколько мгновений до появления огненного шара слышен негромкий звук удара. «Он мог исходить от самой ракеты или откуда-то еще», – пишет Маск. По его мнению, ракета могла испытать удар какого-то постороннего объекта. Участники расследования проверяют и другие версии, включая неисправности компонентов ракеты или наземного заправочного комплекса. «Пока в данных сенсоров ракеты не удалось найти подтверждения какой-либо версии», – констатирует Маск.
По мнению Маска, помощь в расследовании могут оказать и сторонние наблюдатели, «у которых есть фотографии, аудио- и видеозаписи произошедшей на прошлой неделе аварии». Глава SpaceX призывает владельцев таких материалов присылать их в компанию.
В результате взрыва пострадала и стартовая площадка космодрома, а кроме самой ракеты был уничтожен коммерческий спутник, принадлежавший компании Spacecom и предназначенный, в частности, для использования социальной сетью Facebook. Гибель спутника осложнила положение Spacecom, планировавшей продать свои активы китайской компании. Катастрофа Falcon 9 – неприятная новость и для правительства США. SpaceX наряду с другой компанией, United Launch Alliance, должна выполнять правительственные заказы на вывод на орбиту спутников-шпионов, а также на доставку астронавтов на МКС.
В ответ на письменный запрос WSJ представитель SpaceX отказался уточнять детали проводимого расследования, написав лишь, что в нем участвуют специалисты из НАСА, FAA, ВВС и другие отраслевые эксперты. «Наша главная задача – возобновить полеты, обеспечив безопасность и надежность», – говорится в письме представителя компании. Агентство НАСА, крупнейший клиент SpaceX, также отказывается комментировать ход расследования, не дают комментариев и представители ВВС.
WSJ приводит слова представителя НАСА о том, что SpaceX перестраивает стартовый комплекс 39A в Космическом центре Кеннеди, чтобы «обеспечить возможность запуска ракет не только для НАСА, но и для других правительственных и коммерческих проектов».
Предыдущая катастрофа с участием ракет Falcon 9 случилась в июне 2015 г., когда через несколько минут после старта в кислородном баке второй ступени аппарата создалось чрезмерное давление, приведшее к взрыву. Тогда расследование длилось около месяца и причина катастрофы была выявлена сравнительно легко.