Далеко не всегда китайским компаниям удается снискать благосклонность местных покупателей. Во многих областях, от модной одежды до детского питания, китайцы предпочитают зарубежные бренды. Есть всего несколько китайских брендов, популярных в собственной стране, и Huawei занимает среди них особое место. Эта компания, основанная в 1987 г. в Шэньчжене, много лет поставляла оборудование для операторов связи, не стремясь к широкой известности. Она ориентировалась прежде всего на зарубежные рынки. Но пять лет назад Huawei перестроила бизнес, усилив подразделение смартфонов и резко активизировав маркетинговую деятельность.
В США к Huawei долгое время относились как к производителю копий чужой продукции, а когда позиции китайской компании на рынке оборудования связи укрепились – как к опасному конкуренту. Крупных проектов в США Huawei не затевала. В 2012 г. американскому конгрессу был представлен доклад с призывом ограничить Huawei доступ на рынок США из-за опасения, что в ее продуктах могут быть шпионские закладки. Huawei неоднократно называла подобные подозрения необоснованными.
В самом Китае компанию считают новатором, дистанцированным от неуклюжего госсектора. В 2015 г. она потратила на исследования и разработки $9,2 млрд (для сравнения: Apple – $8,1 млрд). В июне 2016 г. китайская публика с энтузиазмом встретила новость о том, что Huawei подает иск против Samsung, обвиняя корейского конкурента в нарушении ее патентов. До этого картина обычно была обратная: именно китайские компании становились ответчиками в патентных тяжбах.
В отличие от многих других китайских компаний Huawei завоевывает популярность не низкими ценами, а качеством. Ее телефоны дешевле iPhone, но заметно дороже конкурирующих устройств Xiaomi и других местных производителей. Правда, иногда можно услышать, что по качеству смартфоны Huawei уступают iPhone. Кроме того, компанию упрекают в использовании потогонной системы на производстве. Представители Huawei возражают: «Наши сотрудники движимы заботой о потребностях потребителей».
Сейчас Huawei занимает 3-е место среди мировых производителей смартфонов после Samsung и Apple, но в течение пяти лет надеется стать лидером. По данным IDC, глобальные поставки ее смартфонов в 2015 г. выросли на 44% до 106 млн и 40% пришлось на зарубежные рынки.
Перевел Александр Силонов